Содержание |
2023
Продажи одежды для детей младшего возраста в России выросли на 5,1% до 82,8 млн изделий
В 2023 году продажи одежды для детей младшего возраста в России достигли 82,8 млн изделий. Это на 5,1% больше по сравнению с 2022-м, когда объем реализации оценивался в 78,8 млн штук. Рост носил восстановительный характер после значительного падения продаж на фоне ухудшения геополитической обстановки. Такие данные приводятся в обзоре BusinesStat, опубликованном в конце сентября 2024 года.
В исследовании учитывается одежда для детей младшей возрастной группы ростом до 86 см. Рассматриваются изделия, изготовленные из тканей, а также из трикотажных и вязаных материалов. Одежда из нетканых материалов, из кожи и меха не учитывается. Среди значимых игроков российского рынка названы ОАО «РТФ «Апрель», ООО «Клевер», ООО ТД «Батик», ООО «Бангли» и ООО «МПШО Смена».
По оценкам, в 2019 году продажи детской одежды в РФ составляли 89,3 млн изделий. В 2020-м отмечен рост на 1,1% — до 90,3 млн штук, а в 2021 году последовало увеличение еще на 15,6% с итоговым результатом 104,4 млн единиц. В 2022 году зафиксирован спад на 24,5%.
В отчете говорится, что в связи со сформировавшейся ситуацией российский рынок покинули многие западные компании. В частности, продажи прекратила британская Mothercare, у которой в РФ было более 110 розничных магазинов. Кроме того, торговые точки закрыли многие универсальные производители одежды для взрослых и детей, включая H&M, Zara, Pull&Bear, Stradiwarius, Mango, Bershka, Mark&Spenser, Uniqlo и др. В 2023 году рынок одежды для детей младшего возраста в РФ переориентировался с западных брендов на отечественные и на бренды восточных стран — Китая, Бангладеш, Узбекистана. При этом появились возможности и условия для развития новых игроков. В результате, положительная динамика восстановилась.[1]
Продажи детских игр и игрушек в России выросли на 3,2% до 1,78 млрд штук
В 2023 году продажи детских игр и игрушек в России составили около 1,78 млрд штук. Это на 3,2% больше по отношению к 2022-му, когда объем рынка оценивался в 1,73 млрд единиц. Ключевыми факторами, влияющими на спрос, являются снижение рождаемости в стране, увеличение цен на импортную продукцию, а также развитие вторичного рынка детских товаров. Об этом говорится в исследовании BusinesStat, результаты которого обнародованы в начале сентября 2024 года.
В обзоре учитываются такие изделия, как головоломки, игрушечное оружие, игрушечные музыкальные инструменты и устройства, игрушки в виде животных, игрушки в наборах или комплектах, игрушки и модели, имеющие встроенный двигатель, конструкторские наборы и наборы для сборки моделей «в масштабе», куклы, трехколесные велосипеды, самокаты, коляски для кукол и пр. Значимыми игроками российского рынка названы ООО «Завод пластмассовых изделий «Альтернатива», ООО «Хатбер-М», ООО «Мир Хобби», Производственный кооператив химический завод «Луч», ООО «ТК Наша Игрушка» и др.
По оценкам, в 2019 году в РФ было реализовано примерно 1,95 млрд детских игр и игрушек. В 2020-м последовал спад на 7,2% — до 1,81 млрд единиц. На фоне пандемии COVID-19 и экономических неопределенностей многие потребители отказывались от необязательных покупок, включая некоторые товары для детей. В 2021 году спрос начал восстанавливаться: зафиксирована прибавка на уровне 5,1% с итоговым результатом 1,9 млрд проданных игрушек. Но в 2022-м произошел очередной спад — объем реализации уменьшился на 9,1%. Рост цен на игрушки и общая инфляция, снижение покупательской активности, отъезд из страны части потребителей негативно сказались на продажах детских товаров.
В исследовании говорится, что основными покупателями детских игрушек в России являются родители, имеющие детей до 6 лет. Меньше игрушек приобретается для детей в возрасте от 7 до 9 лет. При этом наблюдается трансформация рынка в целом: перетекание продаж в онлайн-сектор и активное развитие маркетплейсов.[2]
Рост объема рынка на 13% до 1,17 трлн рублей
Объем российского рынка детских товаров за 2023 год вырос на 13% в сравнении с 2022-м и достиг 1,17 трлн рублей. Такие данные Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) были обнародованы в середине апреля 2024 года.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на президента АИДТ Антонину Цицулину, детские товары ушедших брендов остались на полках магазинов благодаря параллельному импорту, что, в свою очередь, способствовало сохранению конкуренции на рынке.
Как отмечается в публикации издания, после отказа западных производителей, таких как Hasbro, Mattel, Lego, поставлять товары в Россию их должны были заместить отечественные производители игрушек. Однако на долю локальных производителей такой продукции в 2023 году пришлось не более 10% рынка. При том, что до пандемии коронавируса COVID-19 этот показатель был на уровне 12%, подчеркнули в АИДТ.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Сегмент игр и игрушек по итогам 2023 года занял 20,5% российского рынка детских товаров. Однако по итогам 2023 года рост в этом сегменте превысил 9%. К примеру, выручка трех зарубежных производителей достигла 29 млрд рублей по итогам 2021 года. При этом за этот же период крупные российские компании смогли заработать не более 7 млрд рублей.
Как сообщили газете в Минпромторге, производство детских игр и игрушек в России по итогам 2023 года, в том числе благодаря мерам господдержки этого рынка, включая субсидии на компенсацию части затрат на научно-исследовательские работы, на обслуживание кредитов и льготный лизинг.
Мнению гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, российским производителями сложно конкурировать с компаниями из Китая из-за низких цен, которые сохраняются за счет наращивания объемов выпуска. Также у китайских внедоров есть преимущество перед российскими с точки зрения технологичности и эффективности производства, отмечает эксперт.[3]
2022
Снижение продаж детских игрушек на 8,8% до 1,73 млрд шт
Объем российского рынка детских игрушек по итогам 2022 года составил 1,73 млрд штук, что на 8,8% меньше показателя годичной давности. Об этом свидетельствуют данные аналитиков BusinesStat, обнародованные в ноябре 2023 года.
Падение продаж детских игрушек эксперты связали с:
- уходом с российского рынка ряда крупных мировых брендов;
- перебоями с поставками из-за нарушения логистических цепочек;
- ростом цен;
- отъездом части покупателей из России.
По словам специалистов, помимо экономических факторов, ключевым фактором, негативно влияющим на российский рынок детских игрушек в последние годы, является снижение рождаемости. Также сокращается и максимальный возраст, в котором дети играют в игрушки: если ранее он составлял 12 лет, то в 2022 году – не более 10 лет. По данным участников рынка, основными покупателями детских игрушек в настоящее время являются родители детей в возрасте от 0 до 6 лет.
В исследовании за 2022 год также отмечается, что продажи детских игрушек в последние годы поддерживаются развитием маркетплейсов. Подобные площадки пользуются все большей популярностью у россиян благодаря большому ассортименту представленных к продаже товаров, широкой географии продаж и быстрым срокам доставки, поясняют аналитики. При изучении ситуации на рынке они рассматривали продажи следующих игрушек:
- Головоломки
- Игрушечное оружие
- Игрушечные музыкальные инструменты и устройства
- Игрушки в виде животных
- Игрушки в наборах или комплектах прочие
- Игрушки и модели, имеющие встроенный двигатель
- Конструкторские наборы, наборы для сборки моделей «в масштабе»
- Куклы
- Трехколесные велосипеды, самокаты, коляски для кукол[4]
Производство детских подгузников и пеленок в России сократилось после роста на 16,3%
Производство детских подгузников и пеленок в России по итогам 2022 года сократилось на 10,6% после роста на 16,3% в 2021-м. Такие данные в июле 2023 года привели в исследовательской компании BusinesStat.
По ее оценкам, в 2022 году в РФ было произведено 3,78 млрд детских подгузников и пеленок против 4,23 млрд штук годом ранее. Причиной спада стал дефицит сырья на фоне западных санкций. В частности, распушенная целлюлоза и суперабсорбент вошли в пакет санкций ЕС, поясняют эксперты. В 2022 году в стране насчитывалось более 20 производителей детских подгузников и одноразовых впитывающих пеленок. При этом порядка 80% реализуемой продукции составили зарубежные бренды, частично локализовавшие производство в России.
Как отмечают аналитики, в условиях санкционного кризиса ряд предприятий (Essity, Procter & Gamble) заявили о прекращении инвестиций в российский бизнес, но продолжили производство средств детской гигиены. Параллельный импорт не мог быть решением для транснациональных корпораций. Они вынуждены были искать альтернативных поставщиков внутри страны или в Азиатском регионе и временно сокращать выпуск.
Из отчета также следует, что в 2022 году экспорт детских подгузников и пеленок из России сократился на 24% относительно 2021-го - до 1,28 млрд единиц. Из-за снижения производства внутри страны на фоне западных санкций и дефицита импортного сырья уменьшились поставки в Казахстан (-172,5 млн штук) и Индию (-71,3 млн штук), а также практически прекратились поставки на Украину (-152,3 млн штук). В денежном выражении объем ипорта этой продукции по итогам 2022 года сократился почти на 10% в сравнении с 2021-м и составил $209,8 млн.[5]
2020: Рост онлайн-продаж детских товаров на 76% - Data Insight
Продажи детских товаров через интернет в России по итогам 2020 года увеличились на 76% в денежном выражении и на 112% в натуральном в сравнении с 2019-м. Об этом свидетельствуют данные исследовательского агентства Data Insight.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на опубликованную статистику, онлайн-продажи товаров для детей выросли рекордно. При этом абсолютные цифры в Data Insight не уточнили. Издание напомнило, что в 2019 году объем рассматриваемого рынка поднялся на 21%, а количество заказов выросло на 39%.
Несмотря на то что онлайн-продажи в период пандемии коронавируса COVID-19 активно развивались во многих других сегментах, именно реализации продукции для детей, по словам опрошенных «Ведомостями» ритейлеров, способствовал новый формат – Click & collect. Он подразумевает, что товар заказывают онлайн, но забирают и оплачивают его покупатели уже лично в магазинах.
Партнер Data Insight Федор Вирин отмечает, что активное развитие Click & collect именно в сегменте продукции для детей связано со спецификой этого рынка: ассортимент тут включает большое количество товаров, начиная от питания и предметов гигиены и заканчивая одеждой и крупногабаритными вещами.
По его словам, покупателю важно иметь возможность получить все в одном магазине. Большая часть заказа, например питание, — знакомые покупателю товары, которые он быстро собирает в корзину, а одежда, обувь и крупногабаритные вещи — категории, которые необходимо примерять на ребенке. Заказывать же все на дом сразу неудобно, так как на осмотр товаров и примерку может уйти много времени, которым не располагает курьер.
Всплеск спроса на товары для детей подтвердил онлайн-ритейлер Wildberries. Он зарегистрировал оборот соответствующей категории в 71 млрд рублей по итогам 2020 года, что на 70% больше, чем в 2019-м. При этом товары российского производства в 2020 году демонстрировали более высокую динамику продаж, чем в среднем в категории. Оборот отечественной продукции для детей увеличился на 96% – до 39 млн штук, в то время как в среднем по категории рост продаж составил 88%.[6]
Примечания
- ↑ В 2023 г продажи одежды для детей младшего возраста выросли на 5,1%: до 82,8 млн шт.
- ↑ В 2023 г продажи детских игр и игрушек в России выросли на 3,2% и составили 1,78 млрд шт.
- ↑ В игрушках не нашли импортозамещения
- ↑ В 2022 г продажи детских игрушек в России снизились на 8,8% и составили 1,73 млрд шт.
- ↑ В 2022 г производство детских подгузников и пеленок в России сократилось на 11%: с 4,23 до 3,78 млрд шт.
- ↑ Онлайн-продажи детских товаров бьют рекорды